рус eng
 
 Резюме
 Работа
 Публикации
 Заметки
 Образование
 Увлечения
 
Наблюдения
из опыта работы руководителем студенческих проектов

Про энтузиазм

Меня одно время очень удивлял тот факт, что на защитах много проектов, которые не доведены до конца. Из года в год в них делаются какие-то улучшения, но при этом очень редко кто говорит о том, что результаты внедрены (используются, приняты к использованию) сопровождая слова демонстрацией акта о внедрение.

Конечно в большей степени это вина научных руководителей, но не мало зависит и от студентов. Так, довольно много студентов с большим энтузиазмом берутся за работу, получают первые результаты, что вдохновляет их еще больше. Вот тут начинается самое интересное - довести проект до завершения, внедрить результат работы и представить получены результаты в виде статей или дипломных/курсовых работ.

На этапе доведения проделанной работы до состояния готовности творческий процесс по большей части переходит в рутинный: написание документации, доведение интерфейса пользователя до состояния, требуемого "заказчиком" и пр. Т.е. от студента требуют то, что надо делать, а не то, что он хочет. А поскольку рутинной работы очень много, то это сильно сказывается на энтузиазме студентов, что порой даже ставит под угрозу срыв всего проекта.

Для разрешения возникающих на этой почве конфликтов, на мой взгляд необходимо:

  1. дать понять, что проект не считается доведенным до конца, до тех пор, пока "заказчик" не подписал акт сдачи-приемки. А не доведенный до конца проект не может гарантировать высокой оценки на защите. Кроме того, не имея за собой ни одного доведенного до конца проекта, тяжело убедить потенциального работодателя в своей компетенции. В результате студент должен осознать что это надо именно ему.
  2. Разбить всю оставшуюся работу на небольшие итерации (по времени), четко определив критерии выхода из каждой итерации и сроки их выполнения. Студент должен видеть, что до какого-то определенного срока он выполнит всю работу.
  3. Вести контроль за выполнением всех оговоренных действий.